Проскомидией называется 1-я часть Литургии.
Само слово «проскомидия» происходит от греческого προσκομιδη которое переводится как «приношение».
Приношением же в Древней Церкви были хлеб и вино, которые приносили христиане для совершения богослужения.
Таким образом они соблюдали данное еще в Ветхом Завете Божие повеление: «никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками» (Втор. 16:16). Часть приносимого отделялась для совершения таинства Евхаристии, а оставшееся шло на «вечерю любви». Так было с самого зарождения христианства, когда по Вознесении Господнем Его последователи «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42), по слову Спасителя: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Совершаемые трапезы – агапы, – «без сомнения, с самого же начала получили богослужебное значение», хотя еще и «не имели исключительно литургического смысла, а служили в первохристианское время и к удовлетворению естественной потребности питания». К IV в. происходит отделение агапы от собственно литургического богослужения, которое переносится на утро или полдень. Однако благочестивый обычай приносить хлеб и вино для совершения таинства остался, кое-где встречается он и по сию пору.
Проскомидия входит в состав Литургии св. Иоанна Златоустого и Литургии св. Василия Великого. Она не входит в состав Литургии Преждеосвященных Даров, однако имеет к ней отношение, так как на проскомидии загодя приготавливаются Св. Дары для этой Литургии.
На проскомидии творится воспоминание 2-х событий:
Рождество Иисуса Христа от Девы Марии;
Страдание и смерть Спасителя.
«Вследствие этого, слова и действия проскомидии имеют двойственное значение, изображая, с одной стороны, рождество, а с другой – страдания и смерть Христовы».
Время совершения проскомидии
Обычным временем суток для совершения проскомидии архиепископ Вениамин полагает 3-й час (по нашему времясчислению – 9-й час утра), ибо христиане «боятся приступить к жертвоприношению прежде того времени, когда Христос Господь осужден был на крест» , и не позже полудня – из-за того, что «всякая литургия есть служение того дня, который начинается с вечера или с полудня прошедшего дня, и доходит не долее, как до полудня настоящего». В случае соединения полной Божественной Литургии с Вечерней службу проскомидию можно совершать после полудня, но тотчас, чтобы не было литургисания, когда уже стемнеет.
Есть дни, когда проскомидия не совершается.
Во-1-х, это тогда, когда уставом не положено совершать Божественную Литургию:
в среду и пятницу Сырной седмицы;
по понедельникам, вторникам и четвергам во весь Великий пост;
в Великую Пятницу (если она не совпала с праздником Благовещения);
в пятницу перед Рождеством Христовым (если сам праздник празднуется в воскресение или понедельник);
в пятницу перед Богоявлением (если сам праздник празднуется в воскресение или понедельник).
Во-вторых, проскомидия не совершается в дни, когда положена Литургия Преждеосвященных Даров.