CВЯТИТЕЛЬ ИОВ, период правления 1589-1605 гг., канонизирован 1989
По инициативе святителя Иова были проведены преобразования в Русской Церкви, в результате которых в Mocковский Патриархат вошли 4 митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей.
Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.
В период Смутного времени святитель Иов фактически первый возглавил противостояние россиян польско-литовским захватчикам.13 апреля 1605 г. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию I, был низложен и, претерпев множество поношений,был сослан в Старицкий монастырь.
ГЕРМОГЕН (период правления 1606-1612), канонизирован 1913
Патриаршество
святителя Гермогена совпало с трудной порой Смутного времени. С
особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и
врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России
униатство и католичество, и искоренить Православие.
По благословению
святителя Гермогена с греческого на русский язык была переведена служба
святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его
памяти в Успенском соборе.
ФИЛАРЕТ (Романов Федор Никитич) (период правления 1619-1633)
Патриарх
Московский и всея Руси, отец первого царя из династии Романовых. При
царе Феодоре Иоанновиче – знатный боярин, при Борисе Годунове попал в
опалу, был сослан в монастырь и пострижен в монахи. В 1611 году,
находясь с посольством в Польше, взят в плен. В 1619 году вернулся в
Россию и до своей кончины был фактическим правителем страны при своем
болезненном сыне – царе Михаиле Феодоровиче.
ИОАСАФ I, (период правления 1634-1641)
Был возведен на кафедру Московского Патриарха по благословению Патриарха Филарета, который сам указал себе преемника.
Он
продолжал издательские труды своих предшественников, сделав огромную
работу по сличению и исправлению богослужебных книг.За сравнительно
недолгое правление Патриарха Иоасафа было основано 3 монастыря и
восстановлено 5 прежних.
ИОСИФ (период правления 1642-1652)
Строгое
исполнение цepковных уставов и узаконений стало характерной
особенностью служения Патриарха Иосифа. Большое внимание уделял делу
духовного просвещения. По его благословению в 1648 году в Москве было
основано духовное училище при Андреевском монастыре, издавались
богослужебные и церковно-учительные книги по всей России.
Архипастырю
удалось сделать первые шаги к воссоединению Украины (Малороссии) с
Россией, хотя само воссоединение произошло в 1654 году уже после смерти
Иосифа при Патриархе Никоне.
НИКОН (в миру Никита Минич Минин) (период правления 1652-1666)
принимал
участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. В частности,
при активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось
историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси,
некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав
Московского государства.
Но особенно ревностно проявил себя Патриарх
Никон как церковный реформатор. Помимо упорядочения богослужения, он
заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел
исправление богослужебных книг по греческим образцам, в чем заключается
его бессмертная, великая заслуга перед Русской Церковью. Однако
церковные реформы Патриарха Никона породили старообрядческий раскол,
последствия которого омрачали жизнь Русской Церкви в продолжение
нескольких столетий.
Всячески поощрял церковное строительство. При
Патриархе Никоне были сооружены богатейшие монастыри Православной Руси:
Воскресенский под Москвой, именуемый «Новым Иерусалимом», Иверский
Святоозерский на Валдае и Крестный Кийостровский в Онежской губе. Но
главным основанием земной Церкви Патриарх Никон считал высоту личной
жизни духовенства и монашества.
Но некоторые мероприятия,
осуществленные Патриархом Никоном, ущемляли интересы бояр и они
оклеветали Патриарха перед царем. Решением Собора он был лишен
Патриаршества и отправлен в заточение: сначала в Ферапонтов, а затем, в
1676 году — в Кирилло-Белозерский монастырь. При этом, однако,
проведенные им церковные реформы не только не были отменены, но получили
одобрение.
Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. Перед
смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха
Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о
возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в
основанный им Воскресенский монастырь. На пути в эту обитель Патриарх
Никон мирно отошел ко Господу, окруженный проявлениями великой любви
народа и своих учеников. Патриарх Никон был погребен с подобающими
почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря.
ИОАСАФ II (период правления 1667-1672)
уделял
весьма значительное внимание миссионерской деятельности, особенно на
окраинах Российского государства, которые только начинали осваиваться:
на Крайнем Севере и в Восточной Сибири, особенно в Забайкалье и бассейне
Амура, вдоль границы с Китаем. В частности, по благословению Иоасафа II
близ китайской границы в 1671 году был основан Спасский
монастырь.Восстановил традицию произнесения проповеди за богослужением. В
патриаршество Иоасафа II в Русской Церкви продолжалась обширная
книгоиздательская деятельность.
ПИТИРИМ (годы правления 1672-1673)
7
июля 1672 года в Успенском соборе Московского Кремля митрополит
Новгородский Питирим был возведен на Патриарший Престол,будучи уже
весьма болен, к делам управления был призван митрополит Иоаким.
После десятимесячного ничем особым непримечательного патриаршества скончался 19 апреля 1673 года.
ИОАКИМ (Савелов-Первый Иван Петрович), годы правления 1674-1690
Его усилия были направлены на борьбу против иностранного влияния на русское общество.
Первосвятитель
отличался ревностью к строгому исполнению церковных канонов. Он
пересмотрел чины литургии святителей Василия Великого и Иоанна
Златоуста, устранил некоторые несоответствия в богослужебной практике.
Кроме того, Патриарх Иоаким исправил и издал Типикон, который и поныне
употребляется в Русской Православной Церкви почти в неизменном виде.
По
благословению Патриарха Иоакима ,было основано духовное училище в
Москве, положившее начало Славяно-греко-латинской академии, которая в
1814 г. была преобразована в Московскую духовную академию.
В области
государственного управления Патриарх Иоаким также проявил себя
энергичным и последовательным политиком, активно поддерживая ПетраI,
после смерти царя Феодора Алексеевича.
АДРИАН (годы правления 1690-1700)
призывал
православных хранить в неприкосновенности каноны, соблюдать мир,
охранять Церковь от ересей. В «Окружном послании» и «Увещании» к пастве,
состоящем из 24 пунктов, Патриарх Адриан преподал каждому из сословий
духовно полезные наставления. Не по нраву пришлось ему брадобритие,
курение, отмена русской национальной одежды и другие подобные бытовые
нововведения Петра I. Полезные же и действительно важные начинания царя,
направленные на благое устроение Отечества (строительство флота,
военные и социально-экономические преобразования), Патриарх Адриан
понимал и поддерживал.
СТЕФАН ЯВОРСКИЙ (Яворский Симеон
Иванович), годы правления 1700-1721- митрополит Рязанский и Муромский,
патриарший местоблюститель московского престола.
В 1721 году был
открыт Синод. Президентом Синода царь назначил митрополита Стефана,
меньше всех других сочувствовавшего этому учреждению. Стефан отказывался
подписывать протоколы Синода, не бывал на его заседаниях и никакого
влияния на синодальные дела не имел. Царь, очевидно, держал его только
для того, чтобы, пользуясь его именем, придать известную санкцию новому
учреждению. За все время пребывания в Синоде митрополит Стефан находился
под следствием по политическим делам в результате постоянной клеветы на
него.
————————————————————————————-
Синодальный период 1721-1917
СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН (Белавин Василий Иванович, годы правления 1917-1925)
Совершилось важнейшее событие в истории Русской Церкви: после двухвекового вынужденного безглавия она вновь обрела своего Предстоятеля и Первосвятителя.
Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен в делах церковных, где было нужно, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов. Особенно ярко выявилось истинное Православие и твердость характера Патриарха Тихона в пору «обновленческого» раскола. Он стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри.
Жизнь его Святейшества все время была под угрозой: трижды на него было совершено покушение, но он безбоязненно выезжал для совершения богослужений в различных храмах Москвы и за ее пределами. Все Патриаршество Святейшего Тихона было сплошным подвигом мученичества. Когда власти сделали ему предложение выехать за границу на постоянное местожительство, Патриарх Тихон сказал: «Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела». Все эти годы он фактически жил в заключении и умер в борьбе и скорби.
Петр (Полянский, в миру Петр Федорович
Полянский) – епископ, митрополит Крутицкий патриарший местоблюститель с
1925 года до ложного сообщения о его кончине (конец 1936г.).
Оказывал
большую помощь заключенным и сосланным, особенно священнослужителям.
Владыко Петр решительно выступил против обновленства. Отказался
выступить с призывом к лояльности относительно советской власти.Начались
бесконечные тюрьмы и концлагеря.На допросе в декабре 1925 года заявил,
что церковь не может одобрить революцию: «Социальная революция строится
на крови и братоубийстве, чего Церковь признать не может».
Отказался от снятия с себя звания патриаршего местоблюстителя, несмотря на угрозы продлить тюремное заключение.
2
октября 1937 года тройкой НКВД по Челябинской области приговорён к
расстрелу. Место погребения остаётся неизвестным. Прославлен в лике
Новомученников и Исповедников Российских Архиерейским Собором в 1997
году.
СЕРГИЙ (в миру Иван Николаевич Страгородский), годы прааления
1936-1943 – местоблюститель; 1943-1944 – патриарх.
Известный богослов и духовный писатель. Епископ с 1901 года.
В
1943 году, в переломный момент Великой Отечественной войны,
правительством было принято решение о восстановлении патриаршества, и на
Поместном Соборе Сергий был избран Патриархом. Занимал активную
патриотическую позицию, призывал всех православных неустанно молиться о
победе, организовал сбор средств для помощи армии.
АЛЕКСИЙ I (Симанский Сергей Владимирович) (годы правления 1945-1970) Родился в Москве, окончил юридический факультет Московского университета и Московскую духовную академию. Епископ с 1913 года, во время Великой Отечественной войны служил в Ленинграде, в 1945 году на Поместном Соборе избран Патриархом.
ПИМЕН (Извеков Сергей Михайлович) (1971-1990) – Патриарх Московский и всея Руси с 1971 г. Участник Великой Отечественной войны. За исповедание православной веры подвергался преследованиям. Дважды (до войны и после войны) находился в заключении. Архиерей с 1957 года. Похоронен в крипте (подземной часовне) Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович) (годы
правления 1990-2008)
Окончил
Ленинградскую духовную академию. Епископ с 1961 года, с 1986 года –
митрополит Ленинградский и Новгородский, в 1990 году на Поместном Соборе
избран Патриархом. Почетный член многих зарубежных духовных академий.
Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович) (правлерин с 2009г. по н.вр.) – Патриарх Московский и всея Руси. Окончил Ленинградскую духовную академию. В 1974 г. был назначен ректором Ленинградской духовной академии и семинарии. Епископ с 1976 года. В 1991 г. возведен в сан митрополита. В январе 2009 года на Поместном Соборе избран Патриархом.