На богослужении праздника Богоявления немного молящихся. Массово народ подтягивается к концу службы и моменту раздачи воды. И почему-то тысячи людей собираются не в храме, а на речных и озерных иорданях, в которые бесстрашно ныряют и окунают детей.
В любом церковном празднике необходимо различать его смысловое наполнение и сложившиеся вокруг него традиции.
В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, то есть Крещение Христа Иоанном Предтечей. В этот день открывается учение о Святой Троице. Иоанн Креститель увидел Духа Святого в виде голубя и услышал глас Бога-Отца, говорящий: «Этот есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение!» (Мф.3:17, Мр.1:11, Лк.3:22).
Праздник Крещения – это именно Богоявление! Главное для христианина любого возраста в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и причащение Святых Христовых Таин, принятие крещенской воды.
Крещенская (богоявленская) вода – великая святыня, которую следует почерпнуть и хранить с большим благоговением, а принимать с верою и молитвой. Хотя и желательно – из благоговения к святыне – принимать богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией – при недугах или нападениях злых сил – пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. Давать детям. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
И, конечно же, необходимо помнить, что крещенские омовения в проруби не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ. Это – языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи смываются покаянием, в Таинстве Исповеди и в исправлении своей жизни по заповедям Христовым. И, что самое главное – в окунании в прорубь нет высшей цели служения Богу и ближнему.
Новая мода крещенских
купаний по-человечески понятна – это некий поступок, возможность,
окунувшись в ледяную воду, показать свою «удаль молодецкую».
Празднование святого Богоявления переходит в увеселительное мероприятие, в народное гуляние.
Желаем всем не просто прийти в этот день в храм за крещенской водой, а помолиться на службе, исповедаться и по возможности причаститься вместе с детьми, чтобы через Свои святые таинства Господь действительно явился нам
Когда Спаситель вошел во Иордан и принял крещение от Иоанна, произошло соприкосновение Богочеловека с материей. И поныне в день Крещения именно по церковному стилю, когда в храмах освящается вода, она делается нетленной, то есть не портится много лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Это происходит каждый год и только на праздник Крещения по православному, Юлианскому календарю. В этот день, по словам одной из церковных стихир, «освящается всех вод естество», поэтому не только вода в церкви, но и все воды приобретают первозданное свойство нетления. А на следующий, после Крещения, день все воды снова приобретают свои обычные свойства.
В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.
Как пользоваться святой Крещенской водой?
Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме — Крещенской воде), кропят свое жилище.
Вкушается она натощак, по ложечке, по чуть-чуть, ежедневно и с молитвой:
«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
Встал человек, перекрестился, испросил благословение у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму. Если предписан приём лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела.
Но по особой нужде в помощи Божией — при недугах или нападениях злых сил — пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время или каждый час.
Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов.
Ею можно умывать больного и кропить кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это, если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже это обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь!
При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время.
Хранить ее следует в отдельном месте, рядом с домашним иконостасом. Потому что Великая Агиасма является одной из главных святынь Православной Церкви. Само слово «Агиасма» означает «святыня». И ставить в холодильник её не надо. Недопустимо и то, чтобы святая вода попала в сток.
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой водой из чистой тары.
Категорически возбраняется, забирая святую воду или принимая её, ссориться ругаться, допускать неблагочестивые поступки или мысли. От этого святая вода теряет святость, а зачастую попросту разливается.
Животным эта вода не дается.
Ею можно лишь окроплять свое жилище (при этом читая молитву), машину, или еще какую-нибудь вещь, также одежду, и даже домашних животных.
Если вода испортилась, её необходимо вылить в реку или другой природный источник. Святую воду нельзя выливать в раковину или канализацию. Святую воду не выплескивают на землю. Ее выливают в «непопираемое» место, то есть в то место, по которому не ходят люди (не попирают ногами) и не бегают собаки. Можно вылить воду в реку, можно в цветочный горшок, можно в чистое место под дерево.
Святую воду необходимо не только бережно хранить, но и регулярно употреблять.
Недопустимо вечное хранение воды «про запас», если ее принесли их храма один раз на Крещение по принципу «чтоб была в доме, потому что у всех есть». Это своего рода заточение святыни. Благодать святой воды не уменьшается, сколько бы она ни хранилась, а вот люди, не обращающиеся к святыне, обкрадывают себя.
Наконец, САМОЕ ВАЖНОЕ:
Святая вода не принесет нам никакой пользы, если мы будем жизнь свою проводить вдали от Бога. Если мы хотим почувствовать Бога в нашей жизни, ощутить Его помощь, Его участие в наших делах, мы должны не только по названию, а и по сути становиться христианами.
Быть христианином значит:
- Исполнять заповеди Божии, любить Бога и ближних;
- Участвовать в церковных Таинствах и совершать домашнюю молитву;
- Работать над исправлением своей души.