Первое воскресенье после Пасхи в
церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья. В
народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает
«вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе» — но это не
противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его
на восьмой день после Пасхи.
С древних времен
окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы
замену Пасхи. Также этот день называют Фоминой неделей, в воспоминание о
чуде уверения апостола Фомы.
Крестная смерть Христа произвела на
апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в
убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о
воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от
гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25).
На
восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и,
свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не
стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его
невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно
Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он
воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Этими словами Фома исповедал не
только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
По
Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в
Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь
Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги
правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в
темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко
Господу.
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после
длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства
венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше
всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства.