Это переходящее празднование было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 3 сентября 2003 года.
В настоящее время известны около тысячи человек, расстрелянных на Бутовском полигоне за исповедание православной веры. На территории России нет другого места, где почивали бы мощи такого многочисленного Собора святых.
Бутово — это как Соловки, Колыма, Бухенвальд, Освенцим. В полукилометре от московских новостроек находится бывший полигон НКВД, где невинно пострадали многие тысячи наших соотечественников.
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. За год с небольшим (с 8 августа 1937 г. по 19 октября 1938 г.) здесь было расстреляно 20765 человек. Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Нет нужды искать логики или хоть какого-то смысла в выборе жертв. В числе казненных на Бутовском полигоне оказалось около 100 художников и более 360 учителей; среди них были 9 генералов царской армии, которые храбро защищали Отечество во время русско-японской и первой мировой войн, были высокообразованными, благородными людьми, патриотами, горячо любившими Россию. Их жизнь, их труды — тому подтверждение. Почти все они были Георгиевскими кавалерами, имели множество орденов и медалей, в том числе и от иностранных государств, пятеро награждены Георгиевским золотым оружием. Катастрофические репрессии обрушились и на тех, кто представлял саму основу и душу нашего народа — русское крестьянство.
Здесь были казнены почти 1000 священнослужителей, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых: последний наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид (Любимов), после закрытия Лавры еще 17 лет живший в Загорске (ул. Фаворского,33). По его благословению около 50 вернувшихся из ссылок и тюрем Лаврских иеромонахов были назначены на приходы в окрестностях Загорска. Иерей Владимир Амбарцумов — один из основоположников преподавания для глухонемых, дед настоятеля храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове. Священномученик Серафим (Чичагов), Митрополит Петроградский — человек самых разных талантов – воин, музыкант, композитор, живописец, писатель. В историю всемирного православия он вошел как автор «Серафимодивеевской летописи», которую написал по указанию дивеевских блаженных и по окончании которой сподобился чудесного явления самого преподобного Серафима.
Незадолго до своего ареста Владыка сказал: «Православная Церковь переживает сейчас время испытаний. Многие страдают за веру, но это – золото очищается в горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, сколько не помнит вся история христианства».
Собор Бутовских новомучеников возглавляют 6 архиереев: Ленинградский и Гдовский митрополит сщмч. Серафим (Чичагов), Можайский архиепископ сщмч. Димитрий (Добросердов), Владимирский и Суздальский архиепископ сщмч. Николай (Добронравов), Бежецкий епископ сщмч. Аркадий (Остальский), Нижнетагильский епископ сщмч. Никита (Делекторский), Велижский епископ сщмч. Иона (Лазарев).
Тропарь Собору новомучеников, в Бутове пострадавших, глас 4
Всу́е шата́ется богоотсту́пных собо́рище,/ на Христа́ возстае́т дре́вней лю́тостию,/ устреля́нием у́бо тщи́тся де́рзостне, христоно́сных в Бу́тове му́ченик одоле́ти,/ но всесла́вное те́х Серафи́мово во́инство,/ всеору́жие восприи́м Креста́,/ утвержда́ет ве́ру ре́вностию, упова́ние страстоте́рпчеством,// водворя́яся в Ца́рстве всепобежда́ющия любве́.
Перевод: Напрасно возмущается сборище богоотступников, восстает на Христа с прежней (первохристианских времен) жестокостью, расстрелом пытается нагло одолеть Христоносных мучеников в Бутове, но прославляемое всеми их серафимово (подобное ангелам) воинство, приняв совершенное оружие — Христа, утверждает веру ревностью по Богу, надежду — терпением мучений, поселяясь в Царстве всепобеждающей любви.
Кондак Собору новомучеников, в Бутове пострадавших, глас 6
Ру́сская Голго́фа Бу́тово-село́ показа́ся,/ я́ко дре́во спасе́ния воздви́гше Солове́цкий кре́ст,/ я́ко гро́б святы́й яви́вше пребезмо́лвныя рвы́ –// громогла́сныя свиде́телие страсте́й и воскресе́ния.
Перевод: Село Бутово стало русской Голгофой, воздвигнув Соловецкий крест — как в древности древо спасения (Крест Христов), как Гроб святой, показав полные безмолвия рвы — громогласных свидетелей мученического подвига и воскресения.
Молитва Собору новомучеников, в Бутове пострадавших
О, святи́и бу́товстии му́ченицы и вси́ испове́дницы и новому́ченицы Це́ркве Ру́сския, во вся́ком во́зрасте и сосло́вии за Христа́ пострада́вшии, ве́рность Ему́ да́же до сме́рти свиде́тельствовавшии и вене́ц жи́зни от Него́ прия́вшии. Вы́ во дни́ гоне́ния лю́таго, зе́млю на́шу от безбо́жных пости́гшаго, на суди́щех, в заточе́ниих и про́пастех земны́х в го́рьких рабо́тах и вся́ких ско́рбных обстоя́ниих о́браз терпе́ния и непосты́днаго упова́ния му́жественно яви́ли есте́. Ны́не же в раи́ сла́дости наслажда́ющися, пред престо́лом Бо́жиим во сла́ве предстоите́ и при́сно хвалу́ и хода́тайство со а́нгелы и все́ми святы́ми Триеди́ному Бо́гу возно́сите.
Сего́ ра́ди мы́ недосто́йнии мо́лим ва́с: святи́и сро́дницы на́ши, не забу́дите земна́го оте́чества ва́шего, грехо́м Ка́иного братоуби́йства, поруга́нием святы́нь, безбо́жием и на́шими беззако́нии отягче́ннаго.
Умоли́те Го́спода Си́л, да утверди́т Це́рковь Свою́ непоколеби́му в ми́ре се́м многомяте́жном и лука́вом. Да возроди́т в земли́ на́шей ду́х ра́зума и благоче́стия, ду́х свя́тости и стра́ха Бо́жия, ду́х братолю́бия и ми́ра, да па́ки бу́дем мы́ ца́рское свяще́ние, ро́д Бо́жий, избра́нный и святы́й, при́сно с ва́ми сла́вящи Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.